Парковку в "Борисполе", порт и Окружную отдадут в концессию

Чиновники не скрывают желания еще разок доработать закон о концессии. UBR.UA >>  26.04.2016 14:07

В "Борисполе" убеждены, что частный инвестор сможет управлять их активами эффективней, чем само госпредприятие.

"Парковка - не профильная деятельность для аэропорта. Мы рады были бы зарабатывать деньги сами, но я не уверен, что сумеем построить такую систему контроля, как частный инвестор. Но в любом случае на мировые показатели (треть всех доходов - от парковки) мы не рассчитываем. В "Борисполе" час парковки стоит 30 грн., а в европейских аэропортах усредненный тариф - 4 евро в час. Разница в цене, как видно, существенная, хотя инвестиции одинаковы", - пояснил UBR.ua гендиректор "Борисполя" Евгений Дыхне.

По мнению Дыхне, существующий проект нужно существенно корректировать. "Я не вижу возможности эксплуатации 2036 паркомест при нынешней загрузке аэропорта. Мы сегодня со всеми парковками (и почасовой, и на более длительное время) заполняем в самый пик чуть более 600 мест. Запускать проект, у которого емкость в четыре раза выше нынешней — огромный риск", - считает эксперт. Когда аэропорт предлагал министерству достроить в 2016г парковку своими силами, подразумевалась лишь половина объекта. А это явно не улучшило бы визуальное восприятие аэропортовской "картинки".

"Логичней было бы, чтобы инвестор сам предложил варианты, и нес финансовые затраты и ответственность за результат", - говорит Дыхне. Чтобы объект не пустовал, эксперты предлагают кроме парковки разместить там пункт по прокату авто и мойку. Еще один вариант — часть здания отдать под офисные или торговые помещения.

Но в любом случае аэропорт хочет получить от будущего инвестора компенсацию тех затрат, которые уже понес, а это около 240 млн. грн.

"Чтобы госпредприятие было заинтересовано в концессии, необходимо предусмотреть изменения в законодательстве", - говорит Клитина. Сейчас концессионные платежи идут напрямую в госбюджет, но предполагается, что часть из них будет направляться госкомпании.

Порты сдадут по терминалам

Но, пожалуй, самые масштабные планы у государства по морским портам. В концессию намерены сдать 13 стивидорных компаний.

"Мощности там настолько устаревшие, что надо сносить старые терминалы и строить новые", - говорит Клитина. В качестве пилотного проекта выбран порт "Октябрьский". Как пояснила Клитина, он "не очень масштабный, но и не очень маленький, а главное — полностью находится в госсобственности, ни один терминал не сдан в аренду". На нем хотят отработать механизм концессии, после этого внести правки в закон и уже потом работать над более масштабными проектами.

Предполагается, что "Октябрьский" будет сдан в концессию потерминально.

"У нас больше всего насыпных грузов — зерно, уголь, металл. Они больше интересны компаниям, которые уже имеют в Украине бизнес или собираются его открывать. Такой терминал может стать частью их логистической цепочки. Международные эксперты, изучив нашу ситуацию, считают самым эффективным способом разбить порт по терминалам и на каждый провести отдельный тендер, чтобы привлечь инвесторов под каждый конкретный профиль (зерновой или угольный)", - пояснила UBR.ua Клитина. Предшествующее этому процессу стратегическое исследование профинансируют за счет международных доноров.

"Мы надеемся, что получим техпомощь от Мирового банка. Он проведет свой тендер и выберет специалистов", - рассказала Клитина.

Будет ли Окружная?

Третий из анонсированных проектов — вторую Окружную вокруг столицы - планируют строить по частям, и эти участки отдавать в концессию. Стоит отметить, что этот проект пылится в чиновничьих архивах уже много лет и считается самым сомнительным. До сих пор не решены вопросы с землеотводом, и проблемы есть буквально по каждому участку. Консультантам-разработчикам даже не выплатили деньги за их работу.

К тому же, большинство международных экспертов подчеркивают, что дорожное строительство в наших условиях не может быть интересно концессионерам.

"Финансирование строительства и реконструкции дорог через концессию нереально, поскольку нет потока, который бы мог привлечь инвесторов", - считает первый украинский министр транспорта (возглавлял это ведомство в 1992-1994гг) Орест Климпуш. По его мнению, государство не должно стоять в этом вопросе в стороне, ведь именно дорожное строительство может поднять экономику. Общеизвестно, что каждая вложенная в эту отрасль гривна, дает не менее 7 грн. в сопутствующие сегменты.

Чиновники не скрывают желания еще разок доработать закон о концессии. Очередной вариант должен появиться к октябрю-ноябрю этого года.

"Мининфраструктуры уже договорилось с Фондом госимущества и Минэкономразвития о том, какие положения в законе нужно менять. Сам законопроект напишут независимые эксперты, международные юридические компании. Тендер будет объявляться BRDO, мы его продублируем на своем сайте", - обещают в Мининфраструктуры. Самый сложный момент, чиновники, это имплементация лучших мировых практик в наше законодательство, особенно в части его стыковки с Земельным кодексом.

Международные инвестиции не доходят до Украины. В прошлом году в государственно-частные проекты в развивающихся странах было направлено более $50 млрд., нам из этих денег не попало ни цента, отметил партнер EasyBusiness Игорь Гусев.

Но ситуацию могут изменить вступающие в силу с 24 мая новые версии законов о концессии и государственно-частном партнерстве.

"Ими установлены дополнительные гарантии, расширен список способов поддержки инвесторов. Кроме того, правительство уже утвердило систему распределения рисков", - пояснила начальник отдела государственно-частного партнерства департамента привлечения инвестиций МЭРТ Ирина Новикова.

Именно по этим новым правилам планируют запустить пилотные проекты в этом году. В тройке самых актуальных чиновники называют достройку парковки в аэропорте "Борисполь", запуск второго кольца Окружной дороги и концессию порта "Октябрьский".

"При выборе объектов учитывалось, насколько они могут быть интересными инвесторам и экономически эффективными", пояснила советник министра инфраструктуры Александра Клитина.

С парковки уберут лишнее

Взять, к примеру, первый проект —парковку в аэропорту "Борисполь". "Первое, что иностранцы видят, выйдя из терминала — недострой. А ведь такие парковки приносят международным аэропортам до 30% дохода", - говорит Клитина. На достройку парковки, по ее словам, нужно $10,8 млн. И две иностранные компании уже заинтересовались этим объектом.

"Есть подтверждение от оператора парковок номер один в Швеции, плюс на нас вышла еще одна компания", - сообщила Клитина. После вступления в силу нового закона по государственно-частному партнерству будет проведен тендер на технико-экономическое обоснование, где пропишут требования к потенциальному инвестору. Но у министерства не стоит цель найти именно иностранцев, - заявляют чиновники.

"Мы никого не дискриминируем, если лучшие условия предложит украинская компания — она и будет управлять парковкой", - говорит Клитина. Правда, при этом добавляет: "Вопрос ведь даже не в деньгах - вопрос в сервисе. В Украине достаточно инвесторов, но сумеют ли они создать нужную инфраструктуру для пассажиров?"

ФОТО:

UBR.UA: Что будет с киевской Окружной и парковкой в "Борисполе"

Другие новости темы:


Еще ссылки (1) про «Парковку в "Борисполе", порт и Окружную отдадут в концессию»

Калейдоскоп событий